31.01.2006 | 11:18
Специалисты полетели на Восток
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФК "ШАХТЕР"
Ряды ФК «Шахтер» пополнились еще одним зарубежным специалистом Хенком фон Стей. На этот раз иностранца пригласили из Голландии.
До последнего времени господин фон Стей возглавлял известную футбольную академию «Фейеноорд» (Feyenoord-Rotterdam). Теперь же 44-летний голландец займется воспитанием подрастающего поколения в Донецке и обещает достичь в этом высот, каких еще не видели в Украине. Претворять мечту в реальность голландский специалист начнет сразу же после официального назначения его на должность директора Футбольной академии ФК «Шахтер».
О совершении переворота в футбольной жизни страны, нидерландский специалист рассказал в интервью корреспонденту пресс-службы ФК «Шахтер».
Из рода Стей
- Скажите, «фон» в вашем имени указывает на ваше высокое происхождение, как, например, «де» во французских фамилиях?
— Да, вы совершенно правы, «фон» равнозначно «де» во французском. В моем же случае это указывает на мой род, что я принадлежу к роду Стей.
— Чем занимались ваши родители?
— Я из бедной рабочей семьи. Мой папа был продавцом антиквариата. Он искал, у кого можно приобрести старинные вещи, чтоб потом их продать. Мама же заботилась обо мне и брате. Поэтому, когда мой отец умер (тогда мне было 14 лет), семье пришлось тяжело. Денег не было, поэтому я должен был после школы идти работать.
— И куда же вы пошли работать? Сколько вам тогда было лет?
— Семнадцать. Я устроился работать в банк ABN AMRO. Там я занимался тем, что изучал работу банков-конкурентов и мониторингом. В это же время я параллельно играл в футбол в первой команде роттердамской «Спарты» (Sparta-Rotterdam). В то время я был полупрофессионалом. Поскольку тогда денег платили мало, мне приходилось еще и подрабатывать. Это распространенная в то время ситуация.
— Расскажите, как получилось, что вы стали директором Академии «Фейенооорд».
— Я всего несколько лет совмещал футбол и работу в банке. С 1987 года я решил полностью посвятить себя спорту. Определил для себя цель и начал двигаться к ней. Стратегия была такой: и.о. главного тренера Sparta-Rotterdam, затем - главный тренер VVV Venlo. Уже в 1998 году я стал директором департамента детско-юношеского футбола и тренером U-19 в «Фейеноорд». Позже занял пост главного тренера и технического директора в AZ Alkmaar. После этого год отработал в Excelsior главным тренером. B 2004-м стал директором Академии Feyenoord.
— То есть, вы — воплощение американской мечты?
— Да, наверное. Мы об этом часто говорили с моими друзьями, когда были еще подростками. Мы рассуждали так: либо ты берешь от жизни все, либо ты оказываешься за ее бортом. Середины, чего-то промежуточного, мы не могли себе представить. Я всегда знал, что мне придется все делать самому, чтоб добиться успеха.
Зрелища без хлеба
- В чем феномен голландской футбольной школы?
— Каждый год у нас в среднем есть 500 000 игроков. Я имею в виду всех, кто играет в футбол: дети, женщины, мужчины, профессионалы, любители и т.д. Это небольшое число игроков. И каждый год Голландия производит суперзвезд футбола. Уже это может быть ответом на вопрос.
— Как вам это удается?
— Прежде всего, это зависит от образования детских тренеров. Чтобы стать детским тренером, нужно учиться 2,5 года, чтоб стать профессиональным, получить высшую категорию, — 4-4,5 года. Именно это и закладывает суперкачество, которое потом передается игрокам. Образование — это, во-первых.
Во-вторых, у нас давно работает система, что детей приводят в футбол с 7 лет. Есть такие команды, которые называется U-7, U-19 — это целая череда возрастных групп. В каждой из них осуществляется подготовка футболистов.
В-третьих, мы всегда отдавали приоритет воспитанию своих футболистов. Передачу игроков в главную команду. Мы не стремились во главу всего поставить результат моментально. Мы хотели, чтоб свои выросли и сделали свое дело. Вот голландская футбольная философия.
Также важно, что голландский футбол нацелен на то, чтобы люди, которые пришли посмотреть игру, получили удовольствие. То есть, у нас отдается предпочтение как бы техничному и зрелищному футболу.
— То есть, наши футболисты будут походить курсы актерского мастерства? Например, как эффектно падать на поле?
— (смеется) Нет. Чисто футбольная зрелищность. Важно, чтобы в каждой возрастной группе тренер пытался выполнить качественно свою работу. Если это не будет соблюдаться на каждом этапе, то тогда у тренера на другом возрастном уровне будут проблемы. Та база, которая предназначена для этого возраста, должна быть полностью вложена в футболиста.
В поисках Андрея Шевченко-2
- Что нужно для того, чтобы вырастить хорошего футболиста?
— Прежде всего, должна быть установлена структура, которая бы не подлежала изменениям и работала, как часы. Во-вторых, у всех тренеров должны быть инструкции проведения тренировок. В этих пособиях прописаны все футбольные наработки голландцев. Важно и футбольное видение — это, в первую очередь, расстановка на поле. Помимо этого очень большое значение играет стратегическое планирование. Каждую неделю я считаю необходимым проводить встречи тренеров. Они должны собираться и рассказывать друг другу, что они сделали, какие у них проблемы, обмениваться опытом. Таким образом, они будут развиваться и расти. То есть, это никогда не останавливающийся процесс. Если все это соблюдать, то это и будет голландский футбол. В Голландии каждый футболист, когда заканчивает академию, выходит полностью укомплектованным. Он знает, как и куда применять свои знания.
— Знакомы ли вы с образовательной системой украинских футболистов?
— Я недостаточно хорошо с ней ознакомлен. Но, несмотря на это, я не могу поверить, что Андрей Шевченко у вас один. Не может быть, что в стране, где население около 50 миллионов, нет больше ребят, подобных Шевченко. Я уверен, что с талантами у вас все в порядке. Просто им нужно заниматься, как и цветком, который без внимания и заботы не вырастет красивым и не будет цвести. Талант нужно поливать — тогда все будет хорошо. У меня есть такое чутье, что таких, как Шевченко, у вас много.
— А известны ли вам названия конкретных футбольных школ или академий в Украине?
— Мне они неизвестны. Поэтому я здесь. Для меня это шанс сделать в Украине нечто похожее на «Фейеноорд».
— Как вам сегодня представляется «Шахтер»?
— Шесть лет назад «Шахтер» начал покупать игроков за границей, чтобы получить быстрый результат. Вам нужно было создать свое имя в Европе — и у вас это получилось. Ваш президент Ринат Леонидович достаточно умный, проницательный и мудрый человек, он понимает, что так не может продолжаться. И сейчас нужно сконцентрировать усилия, чтобы через 3-5 лет у вас было 7-8 игроков украинцев в основном составе. Потому что он знает, что дальше нельзя покупать зарубежных игроков. Вот такое видение президента меня очень привлекло.
Восьмерых одним визитом
- Когда вы получили приглашение от ФК «Шахтер»? И на каких условиях вас пригласили работать?
— Я прошел собеседование и обошел других кандидатов из Голландии, Франции, Англии. Их было 8, но контракт подписали со мной одним.
— Какие задачи перед вами поставило руководство клуба?
— Без задач клуба, моя собственная — это 1-2 футболиста каждый год в основной состав. Первый год моей работы будет сконцентрирован на создании необходимой структуры, воспитании тренеров необходимой квалификации. Убедиться, есть ли она. Если нет, то повысить ее и т.д. Хочу, чтобы дистанция между первой командой и академией сократилась, чтобы мы стали намного ближе. Я постараюсь голландскую систему футбола прищепить на этой земле.
Цок, цок, цок
- Что вы знаете об Украине, ее народе?
— Это страна, которая растет и быстро развивается. Каждый год она преподносит какие-то сюрпризы. Донецк же очень похож на мой родной город Роттердам. Поскольку это город рабочих и трудяг. Хочу верить, что лет через 10 ваша страна уже будет наравне с другими европейскими государствами: и по экономическим меркам, и по меркам развития футбола. Замечу, что еще 5 лет назад в Голландии об Украине никто вообще не говорил, а сейчас — очень много.
— Что вам известно об украинской культуре?
— Буду с вами откровенен, я достаточно знаю о футболе, но вот о культуре практически ничего не знаю. Нет. Все-таки кое-что об Украине я знаю. Во-первых, что здесь очень холодно, а во-вторых — украинские женщины самые красивые. Это две истины, которые знают все.
— Наверняка, вы слышали о братьях Кличко и о трагедии на Чернобыльской АЭС.
— Да, конечно. Ну, если мы целый вечер будем сидеть говорить, то я наверняка еще что-нибудь вспомню.
— Ощутили ли вы уже столкновение менталитетов голландского и украинского?
— Слышите, цокает (и указывает на девушку, которая прошла мимо нас — прим. автора). Каждая женщина ходит на каблуках. И целый день они цокают, цокают, цокают (недовольно качает головой).
«Попрошу у президента самолет»
- Как вы устроились в Донецке?
— Сейчас я живу в отеле «Донбасс Палас». Это мое временное жилье. Чуть позже клуб снимет для меня дом или квартиру. Но этот вопрос мы еще обсудим.
— Планируете ли вы перевести семью в Донецк?
— Пока нет. Поскольку у меня есть 17-летний сын, которому сначала нужно окончить школу. Сейчас Клинт (это его имя) играет за национальную сборную Голландии U-17. На данный момент ему нужно тренироваться, чтобы перейти в U-18. Я и моя жена Уилма это понимаем, поэтому пока будем жить так.
— На какой позиции он играет в команде? И каким вы видите его будущее?
— Он — защитник. После 18 лет сын будет взрослым футболистом. Посмотрим, куда дальше он пойдет. Может, если захочет, приедет сюда.
— Еще я знаю, у вас есть дочь. Чем она занимается?
— Зоуи сейчас 14 лет. Она учится в школе и играет в гандбол. А также активно болеет за брата. Более рьяной фанатки у Клинта нет. Моя дочь очень красивая. На нее сейчас все засматриваются. Из-за этого я даже несколько обеспокоен, что нахожусь здесь, а не в Роттердаме.
— Легко ли вас семья отпустила на Украину?
— Знаете, когда я работал в Голландии, то семья меня практически не видела, поскольку всегда было много дел. Сейчас мало что изменится. Снова будем редко видеться. Иногда, когда будет позволять время, я буду летать к ним на выходные. Четыре часа — и я уже в Голландии. Правда, жаль, что нет прямых рейсов из Донецка, а только с пересадками в Киеве. Надеюсь, что когда академия начнет приносить результаты, президент разрешит мне взять его самолет — и прямым рейсом в Роттердам, проведать семью (смеется). Возможно, уже этим летом жена с детьми ко мне прилетят в гости.
Ася ХРИСТОКИНА, пресс-служба ФК «Шахтер»
|